Из истории пионерского движения в Нагайбакском районе
В 1927 году в с. Фершампенуаз весь 5-й класс школы крестьянской молодежи вступил в пионеры. Это было время, когда, пионерские организации, особенно в отдаленных районах сельской местности, только, только создавались, шел организационный период. Они тогда еще не знали ни о законах юных пионеров, ни о торжественном обещании. Не было в первые годы ни горна, ни барабана, ни пионерского знамени, ни значка, тем белее пионерского галстука.
1928 год. Летом этого года в с. Фершампенуаз был проведен первый районный слет юных пионеров. Приехали ребята из Касселя, Остроленки, Арси, Требии и других сел. Районный слет продолжался три дня. В первый день колонна пионеров шагала по улицам Фершампенуаза/фото внизу/. Затем участники в березовой роще соревновались в беге, прыжках, играли в различные игры. На второй день около школы проводилась торжественная линейка. В конце второго дня пионеры на подводах с песнями разъехались по домам (Всходы.1987.25 янв.).
Пионерские отряды и дружины вносили посильный вклад в выполнении народнохозяйственных планов, в решении социальных проблем, проявляли заботу о родном крае, о семьях фронтовиков, участвовали в борьбе за укрепление мир, укрепляли дружбу с прогрессивными детскими и юношескими организациями других государств. Пионеры участвовали в благотворительных концертах в годы войны. Учащиеся Балканской школы собранные от концерта деньги отправили на фронт - на танковую колонну. Ребята получили благодарственное послание от комсостава. Дети и молодежь сороковых. На их долю выпали большие испытания. Они не только трудились до пота, но и находили час веселья. Своими концертными выступлениями – танцами, песнями, словами поэтов – согревали душу односельчан и зажигали в их сердцах веру в Победу.
Первой пионервожатой в Фершампенуазской школе работала, комсомолка активистка во всех делах Барышникова Н.С.(Минеева). Всю душу ребятам, пионерам отдавала учительница этой школы А.В. Плаксина. Закончив педучилище, по направлению Министерства образования была направлена в Нагайбакский района. В первые годы (1954-1959) работала пионервожатой, оставив яркий след в истории пионерской организации Фершампенуазской средней школы.
«Живут во мне воспоминания…, Или о том, когда я была пионеркой:
Из воспоминаний Глазковой Веры Васильевны
«Четыре класса школы я закончила в Переселенке (колхоз «Красная Звезда», который находился в бывшем казачьем лагере между поселками Гумбейский и Крупское), уже будучи пионеркой.
В 1933 году семья моих родителей жила в п. Придорожный, и мы узнали, что в Остроленке открылся 5-ый класс, для детей, обучающихся на русском языке, т.к. до этого в Остроленской школе обучение было только на нагайбакском языке. И в 1933 году зимой родители отдают меня туда в школу, в пятый класс.
В классе было 16 человек. Обучение в этой школе велось параллельно на русском и нагайбакском языках. Школа находилась в кулацком доме (как нам говорили), напротив стояла церковь, с красивым голубым куполом, обнесенная добротной кованой оградой, по периметру росла акация, где мы в жаркие дни учили уроки. С восточной стороны были большие ворота, в которые можно было въехать на лошади, а с южной стороны был вход для духовенства.
Жили мы всем скопом (и мальчики, и девочки) в другом кулацком доме. И только на выходные ходили домой. Так началась моя пионерская жизнь в Остроленской школе.
Учителя вели с нами после основных уроков разъяснительные беседы, что жизнь будет хорошая для нас, бедных, что Советская власть – наша народная власть, что только эта власть выучит нас и даст нам свободную жизнь. Поэтому все мы, дети хлебнувшие горя и голода, с радостью вступали в пионеры и новую жизнь, хотя родители не всегда это одобряли.
Галстуки (красный сатин) выдавали учителя, и мы с гордостью повязывали их на шею и, маршируя по улицам, распевали песню:
Пусть вьюга щурится
Зимой на улице.
Пионеры гордо улицей идут,
На морозе песню звонкую поют.
Скорее дверью хлоп,
Укрылся в церкви поп:
«Упаси Христос! Антихристы идут!
Коммунизма ненавижу дух!»
Навстречу шел кулак,
На роже жир, как лак,
Повстречавшись, злобно плюнул и сказал:
«Этой встречей меня Боже наказал!»
Долой, долой попов!
Старух и кулаков!
На навоз, друзья, давно годитесь вы,
Своим видом не пугайте вы живых.
Без вас скорее мы раскроем рабство тьмы,
И не думайте, не будем вас жалеть,
Нам всего дороже РКП!
12-13 летние дети, мы были очень податливым материалом и впитывали как губка советскую идеологию, иногда очень страшную.
Хоты мы все были православные, крещенные, но нам вбивали в головы, что бога нет, что он придуман только для эксплуатации, а теперь мы свободные и строим новую жизнь без эксплуатации, церкви и священников.
Учась в 6-ом классе (1934 год), мы наблюдали страшную картину: во время урока мы услышали какой-то грохот. И на перемене мы выбежали на улицу и увидели, что за церковный купол привязан трос, а тянет его трактор. С грохотом рухнул купол на землю, и рассыпались голубые дощечки по всей улице. Страшное было зрелище, которое запомнилось на всю жизнь. Но в то время мы полностью верили Советской власти и всему, что говорили учителя. И весело, по-детски вышагивали по улицам, распевая эти страшные маршевые песни. Ходили с учителем, горна и барабана не было. Вот еще одна песня, которую мы могли петь бесконечно, заменяя фамилии врагов (тех, что в те годы репрессировали) и фамилии красных маршалов:
Товарищу Бубнову, вождю изменившему,
Мы – пионеры, шлем пулю в лоб.
Товарищу Ворошилову,
Вождю Красной Армии,
Мы – пионеры, шлем свой привет.
Припев: Грянем: Ура! Лихие коммунары,
За юную республику!
За новые права!
В куплете меняли фамилии и продолжали петь дальше. Цель, которую преследовали наши воспитатели, обучая нас таким песням, была такой, чтоб мы навсегда запомнили своих (как нас учили) идеологических врагов и своих вождей.
После уроков, которые проходили очень интересно: мы узнавали новых писателей и поэтов, решали задачи по арифметике, о которых раньше мы и не слышали, особенно любили географию – она уводила нас в неизведанные страны, моря и океаны) мы оставались в школе до вечера, где занимались различными пионерскими поручениями: помогали в учебе отстающим, повторяли правила пионеров, учили стихи и песни, а особенно любили выпускать пионерскую стенгазету , которая выходила 2-3 раза в неделю. Заметки для нее и рисунки мы собирали и рисовали сами. В своих заметках писали о хороших учениках – кто отличался на уроках, вел общественную работу и критиковали отстающих, нарушителей дисциплины, рисовали на них карикатуры. Все это помещали в газету под руководством учителя. Вот так я прокритиковала в одной из газет своего друга Васю Воронкова:
Когда скучно на уроке,
Васе лень тогда сидеть,
Он дисциплину нарушает:
Начинает песни петь.
Газета обычно висела 2-3 дня, затем выпускали новую.
Мне очень нравилось учиться, готовить статьи для газеты, участвовать во всех школьных делах, а иногда и рождались поэтические строчки. Так в 6 классе (1934-1935 учебный год) меня назначили пионервожатой в 4 классе, и я часто проводила с ними внеучебное время: разучивали песни, стихи, а зимой ходили кататься на лыжах. Катаясь на лыжах, мы распевали сочиненную мною песню:
Темной лавою школьники мчались,
И песнь их звучала на юных устах,
По снегу блестящему не раз уж катались
Средь белого дня в занесенных кустах.
И если буржуи, оскалив зубы,
Задумают нашу свободу отнять,
То Родина наша все силы собравши,
Ответ толстопузым сумеет отдать!
И хоть жили впроголодь, одеты были кое-как, идеологическая работа учителей ложилась на благодатную детскую почву. И однажды, добираясь пешком домой в п. Придорожный, у меня сложилось такое жизнеутверждающее стихотворение:
Гладка дорога, снег блестит,
Одетый в иней лес стоит.
И солнце ярко с высоты
Играет вольно на пути.
У нас ведь завтра выходной!
Нам вольно жить в стране родной!
Нам весело живется!
И жизнь в лицо смеется!
В 6 классе за активную пионерскую работу и хорошую учебу меня и еще одного мальчика премировали на школьной линейке перед школой, чем я очень гордилась. Мне вручили 15 рублей и 15 тетрадей, что было тогда настоящим богатством, ведь писали мы на старых газетах и разных листках бумаги. А на деньги родители купили
Большую роль в идеологической работе с пионерами того времени играло то, что мы жили в сельской местности. В нас воспитывали ненависть к зажиточным крестьянам, которых называли кулаками, мироедами, врагами новой власти. Учителя говорили, что несправедливая власть кулаков закончилась, и мы будем теперь жить свободно и сытно, и не будем горбатиться на кулаков и жить впроголодь. Мы в это верили, тем более, что в те годы появились в наших селах трактора, посмотреть которые сбегалось все село, а первые трактористы, которых обучали на курсах в городе Верхнеуральске, были настоящими героями для нас. Техника, пришедшая в село, облегчала жизнь наших отцов и братьев, а задачей пионеров было хорошо учиться и с радостью и пониманием принимать Советскую власть.
Тяжело проходила смена строя, власти на селе, и время от времени газеты печатали о страшных случаях убийства молодых трактористов. Об одном из таких случаев нам рассказала учительница и прочитала стихотворение, а мы, пионеры, выучили это стихотворение, которое помню и сегодня:
Пахарь выводил из-под навеса
Крепкого железного коня,
Знает пахарь, сердце не забьется,
Если в сердце нет горячих сил.
Не водой холодной из колодца,
А бензином друга напоил.
Под покровом ноченьки бездонной
Моториста скука не возьмет.
Песня наливается и крепнет,
Не сорвется голос молодой.
Далеко оставлена деревня,
Утонула в дымке голубой.
Над полями выплыл месяц дальний,
Метеор упал на косогор.
Хорошо на поле коммунальном,
Хорошо работает мотор,
Рыхлым черноперым черноземом
К полосе ложится полоса.
У межи кулацкая засада
С вечера петрушку стерегла –
Посчитаться надо, поквитаться
Нас с тобой, проклятый депутат,
С солнышком собаке не видаться,
Ну-ка, поворачивай назад!
Месяцу и снится и не снится
То, что не опишешь и пером:
Злобой перекошенные лица
Хрюкали, склонившись над Петром.
Тракториста с головы до ног
Кто-то облил едким керосином,
Спичку чиркнул, вспыхнул огонек,
Цепенела в поле рожь густая,
Шевелились усики овса.
Поле, поле, что ж ты замолчало?
Жарко что ли от яркого тепла?
На заре на утренней не стало
Тракториста – Дьякова Петра.
Нам было искренне жаль этого незнакомого парня, пострадавшего за общее дело и новую власть, которую мы считали правильной и самой справедливой.
Прошли годы, наступило другое время. Мы живем в другом государстве, в лучшем или худшем – оценку дадут через годы историки и политологи. Новые песни слагает жизнь, а те, которые пели мы, наши пионерские, запомнились на всю жизнь. Это была наша жизнь, наше детство, мы пели другие песни, радовались жизни, дружили, влюблялись и верили в доброе, светлое будущее.
Глазкова (Павлова) Вера Васильевна, (1919 – 2013), ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, учитель Гумбейской школы с 1939 по
Воспоминания записаны в феврале
Немного о Доме пионеров с. Фершампенуаз
В целях всестороннего развития способностей учащихся, общественной активности, интереса к труду, науке, технике, искусству, спорту, военному делу, организации культурного отдыха и укрепления здоровья в сентябре
В честь пионерии один из переулков с. Фершампенуаз назван – переулок Пионерский.
Из фонда отдела краеведения Центральной районной библиотеки