В Нагайбакском районе миллионы рублей потрачены впустую
Как мы уже писали ранее, в Нагайбакском районе сложилась непонятная ситуация с нескольким квартирами для детей-сирот, которые были выделены им в построенном специально для этих целей доме. Но сироты в нём так и не живут, потому что жить просто невозможно.
Этой проблемой занялся ещё несколько лет назад ныне покойный бывший депутат и неравнодушный человек Талгат Габдулин из Фершампенуаза. Начиная с 2015 года, когда дом был введён в эксплуатацию, он написал жалобы в различные инстанции, начав бить тревогу, что дом построен наспех, без соблюдения всех требований. Была проведена проверка местным отделом полиции. Экспертиза заняла довольно долгое время. И вот стали известны её результаты.
По результатам заключения судебной строительно-технической экспертизы № 46/5-5 от 25.03.2019, проведенной по материалу проверки ОМВД по Нагайбакскому району Челябинской области КУСП № 2088 от 17.10.2018, Федеральным бюджетным учреждением Челябинской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, жилой дом, расположенный по адресу: ул. Строителей, д. 34 в с. Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области, с расположенными в нём квартирами №№ 1 - 4, непригоден для постоянного (круглогодичного) проживания граждан.
Что же выяснилось в ходе проверки? Полученные в ходе проведённого исследования данные свидетельствуют о том, что строительство здания осуществлялось в отсутствие разработанной и утверждённой в установленном порядке проектной документации, что не соответствует требованиям ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, ч.1 ст.5 ТР «О безопасности зданий и сооружений», п. 4.1 СП 54.13330.2011, раздела III ТР «О требованиях пожарной безопасности». Было выявлено множество нарушений. Несущая способность основания под кровлю здания не подтверждена расчётом на действующие нагрузки, что не соответствует требованиям п. 7.4 Санпина. Перекрытие пола местами опирается непосредственно на грунт, имеет выраженные признаки просадки до 25 мм, что, по мнению экспертов, не согласуется с требованиями ст.7 ТР «О безопасности зданий и сооружений» п. 10 МДС 13-21.2007. Высота жилых помещений квартир составляет 2,45 м, что менее нормативного минимума (2,5 м). Обрешётка выполнена из необрезной доски неудовлетворительного качества, не очищенной от коры, по причине чего возможно загнивание древесины. Данное обстоятельство усугубляется различной шириной и сечением доски обрешётки, а также малым сечением стропильных ног (100x50 мм при рекомендуемом в общем случае для таких размеров кровли минимальном сечении 150x50 мм), что может значительно снижать несущую способность кровли.
Но и это ещё не всё. В каждой из исследуемых квартир вход в санузел, оборудованный унитазом, устроен непосредственно из жилой комнаты, что не допускается требованиями Санпина. То есть, по-русски говоря, в туалет надо проходить через зал! Также в результатах экспертизы отмечается, что в квартирах отсутствует горячее водоснабжение, квартиры не обеспечены плитами для приготовления пищи. Кроме того в силу особенностей рельефа местности здание расположено в низине, где происходит сезонное подтопление грунтовыми и атмосферными водами. Данное обстоятельство, с одной стороны, сезонно (в момент подтопления) не позволяет осуществлять подъезд к выгребной яме ассенизаторской машины для её откачивания, с другой стороны, в случае не герметичности ёмкости выгребной ямы, способствует её быстрому наполнению и выходу из строя системы канализации дома;
Есть и другие, боле мелкие нарушения. В частности то, что снегозадерживающие устройства на кровле отсутствуют, потолочное (чердачное) перекрытие здания выполнено без устройства пароизоляционного слоя, отсутствует пароизоляционный слой у потолочного (чердачного) перекрытия приводит к тому, что стекловолоконная пыль из минераловатного утеплителя в процессе эксплуатации здания будет неизбежно попадать в жилые помещения квартир через щели между досками и стыки натяжных потолков по их периметру, и наносить вред здоровью граждан, проживающих в этих квартирах. Наружные ограждающие конструкции здания не обеспечивают поддержание нормативного уровня температурного перепада между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающих конструкций в помещениях квартир. Сопротивление теплопередачи наружных стен здания не соответствует требованиям санпина, что способствует большим теплопотерям в холодный период года и повышенным затратам энергоресурсов на отопление квартир.
Но самое главное, многоквартирный дом из четырёх квартир располагается на двух земельных участках, где предполагалось строительство двух двухквартирных домов. То есть сэкономили и на этом. Теперь земельные участки есть только у двух собственников. А у двух – земля отсутствует. Какой же вывод сделали эксперты?
«Совокупность установленных данных позволяет констатировать наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют в должной мере обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, проживающих в исследуемых жилых помещениях (квартирах), вследствие: допущенных при возведении здания недостатков, не обеспечивших необходимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, приведших к невозможности поддержания нормативного уровня температурного перепада между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающих конструкций в помещениях квартир, к недопустимому объёмно-планировочному решению квартир, к недопустимому санитарному состоянию помещений, к угрозе травмирования людей» - делается вывод в заключении Челябинской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
То есть средства, выделенные из федерального бюджета на покупку этих квартир, потрачены впустую. Как же производилась покупка данных помещений, если они непригодны для жилья? Ведь управления имущества районной администрации должно было понимать, что приобретает не сарай для скота, а квартиры для детей-сирот.
А теперь ситуация сложилась тупиковая. Деньги, выделенные из федерального бюджета, истрачены. А сиротам жить негде. Когда мы подъехали к этому дому, то жилой вид был лишь у одной квартиры, где висели занавески, в видно было что там, возможно, ещё кто-то живёт. Около других дверей в дом даже следов пребывания человека нет.
Ситуация с данными квартирами рассматривалась на одном из заседаний районного Собрания депутатов. О проблеме докладывал начальник правового отдела администрации Дмитрий Юзеев. Вокруг сиротских квартир возникли бурные споры. Предлагалось, чтобы были выделены средства на этот раз из районного бюджета на покупку других квартир сиротам. Но Дмитрий Юзеев пояснил, что это будет нецелевое использование средств, за что неминуемо придётся нести наказание. Пока решено было направить письмо в Счетную палату Челябинской области с возможными вариантами решения проблемы, возможно, какое-нибудь из них окажется правомерным. Но пока будет длиться переписка, пройдут ещё годы. А сироты так и останутся без жилья. Не лучше ли обратиться в суд для взыскания денег с подрядчика, «подсунувшего» такой попросту говоря позорный дом? Это был бы наикратчайший вариант, который позволил бы юридически грамотно выйти из ситуации и обеспечить сирот новым жильём.
Финансирование данной статьи расходов постоянно увеличивается. В 2019 году в Челябинской области было приобретено 712 жилых помещений на 588 млн 486 тыс. рублей.
«Очевидно, что выделяемых средств недостаточно для обеспечения всех нуждающихся. При этом наблюдается устойчивая тенденция к ежегодному росту числа детей-сирот, состоящих в списке. Поэтому мы обратились с просьбой к Правительству Челябинской области увеличить объем финансирования на эти цели», - прокомментировала заместитель председателя Законодательного Собрания, координатор проекта «Крепкая семья» Марина Поддубная.
По словам Марины Поддубной, огромной поддержкой в данном направлении работы будет запланированная федеральная программа, в результате которой в течение шести лет должна быть полностью решена проблема с жильем для детей-сирот. Пока разрабатывается программа к уже выделенным на эти цели 7,7 млрд рублей в 2020 году будет дополнительно направлено еще 2,3 млрд рублей из федерального бюджета.
Также одним из решений проблемы обеспечения детей-сирот жильем станет возможность введения социальной выплаты на покупку жилья. Изначально о такой возможности Дмитрий Медведев сказал в ходе проведения приёма в общественной приемной «Единой России», затем эта инициатива обсуждалась на совещании Правительства 17 декабря. Она касается сирот старше 23 лет, которые уже создали свои семьи. Есть ситуации, когда двое сирот поженились, родились дети, они оба имеют по однокомнатной квартире в разных районах, но не могут ими распорядиться, платят за эти квартиры и снимают трёхкомнатную квартиру.
«Важно также держать под контролем качество жилого помещения, которое выдается сироте. В рамках проекта в каждом муниципалитете будет назначено ответственное лицо, осуществляющее контроль за своевременным и качественным исполнением данных обязательств», - подчеркнула Марина Поддубная.
По словам координатора, тут важно обратить внимание на соблюдение нормативного акта, согласно которому общее количество жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам в многоквартирном доме, не может превышать 25% от общего количества квартир. Это связано с тем, что дети, которые были в трудной жизненной ситуации, еще не полностью социализированы. Совсем ещё молодым людям, которым уже пришлось оказаться в непростой жизненной ситуации, предстоит учиться самостоятельности.
Словом, и государство, и региональные власти уделяют большое внимание проблеме обеспечения жильём детей-сирот. Но почему-то в нашем районе ситуация «зависла» и пока выхода из этого тупика не проглядывается.
Ольга Терякова.